Професія — творити чудеса. Як в Україні стати справжнім фокусником
На власні очі побачили все в українській цирковій академії. Ні, це не розгромна стаття про погану освіту. Ми серйозно.
Романтика бродячих цирков, собирающих талантливых людей в разных уголках мира давно ушла в прошлое, и теперь фокусник или клоун — это специальность, по которой можно получить диплом. В Киеве находится единственная в Европе Академия эстрадного и циркового искусств. Здесь нет скучных длинных коридоров с портретами выпускников, а аудитории пестрят яркими красками.
"Это уникальное место, не только, как учебное заведение, где уже на протяжении 60 лет готовят артистов цирка и эстрады, но и к тому же место, которое готовит профессионалов своего дела, которые в будущем выступают по всему миру, в лучших цирках и мировых шоу, — говорит Александр Яковлев, ректор Академии. — Я не знаю больше подобных учебных заведений, где сразу же по окончанию учебы выпускнику предлагают гастроли и международные турне. Именно потому студенты усердно работают над совершенствованием своих навыков и развитием таланта. За границей наша Академия очень известна, а ее выпускники составляют большую часть элиты циркового мира. Но всё по порядку, давайте мы вам лучше покажем, как и что изучают будущие артисты".
Пары у будущих звезд эстрады проходят нетипично, ведь по большей части — это практика. Так, студенты на предмете "Иллюзия и манипуляция" упражняются в ловкости рук, а в конце учебного полугодия сдают показательный экзамен. Молодые ребята первого и второго курса в костюмах-тройках выглядят так, будто только что сошли с телеэкрана.
Они уже умеют презентовать себя и выступить, как настоящие артисты. Пройдет несколько лет, и ребята отправятся на международные конкурсы, где, по словам господина Жаворонкова, студенты из Украины регулярно занимают призовые места — наших фокусников по праву можно назвать одними из лучших в мире.
"Это уровень Мадонны. В нашей стране это не ценится так, как за границей — в Монако, например, на иллюзионистов приезжает смотреть сама принцесса Стефания. У них все по-другому. Наших артистов всегда с радостью там принимают", — рассказывает преподаватель.
Пока иллюзионист рассказывает о гастролях и контрактах, за стенкой аудитории, похожей на небольшой концертный, зал несколько раз звучит четкое "Йиха!".
— Там у Вас укротители?
— Пойдемте, посмотрим.
Прямо за дверью, в проходном зале с огромной картиной Левка Воедило проходит занятие по клоунаде.
Здесь и артистизм, и актерская игра, и акробатика — сложно подумать, что такое, казалось бы, простое представление требует стольких навыков. Почти все студенты одеты в черное — это не обязательная форма университета. "Мы и сами не обращали внимания — просто так удобнее" — говорят преподаватели.
Далее — пантомима. Преподаватели Наталия Ужвенко и Татьяна Кузнецова в четыре руки обучают студентов искусству немого жанра.
Вопреки ожиданиям, студенты разных курсов на занятиях не упражнялись в умении изобразить невидимую стену или спуститься по несуществующей лестнице: они работают с пластикой тела, учатся переключатся с "замедленного" темпа на "Робота", импровизируют под музыку, замирая по команде тренера в самых разнообразных позах.
— Как отличить хорошего мима от плохого? — спрашиваю я у Наталии. Она обучает студентов по совершенно особенной программе, соединив классику с авторской методикой.
— Вы должны понять, о чем история, которую он рассказывает телом, — дает простой и очевидный ответ Ужвенко.
Настоящие фокусы показывают и на занятиях по кукольной эстраде: "В 1998 году режиссером-экспериментатором Натальей Бучмой было создано новое направление игровой куклы, как куклы на эстраде, — рассказывает педагог Лариса Яременко. — Мы единственное в мире учебное заведение, которое выпускает актеров для игры куклами — кукольников. Наши актеры выступают в Словакии, Франции, Германии, Англии и Швеции… А еще в Турции и даже на Востоке — в Корее и Вьетнаме…", — Известный на весь мир шоу-театр "ДеСаВи", финалисты проекта "Україна має талант-4" — "дитя" Академии.
Темная комната с прожекторами буквально вся заставлена самыми разнообразными куклами: марионетками, вертепными куклами и даже ростовыми, для управления которыми требуется два, а иногда и три артиста одновременно.
Некоторые куклы попадают сюда после театра — в академию они отправляются встречать свою "пенсию", а некоторые изготавливаются самими студентами: по чертежам и эскизам делается сначала пластилиновая модель, а затем — кукла из папье-маше.
Но самое необычное действо происходило на занятиях по режиссуре эстрады, театрализованных зрелищ и цирка. Руслан Никоненко, похожий на доброго волшебника, приоткрывает штору в сказочный мир сцены, за которым стоит четверо студентов. Пока преподаватель отвечает, студенты стоят в кругу, уперев ладони в концы палок. Их задание: меняться местами, образуя между собой причудливые фигуры, сохраняя при этом дистанцию и не роняя палки.
Ведущий задает импульс, а остальные передают его дальше по кругу. Упражнение должно научить их чувствовать себя и партнера на сцене, они буквально влезают в шкуру актеров, чтобы в будущем знать, как ими управлять. На занятиях будущие режиссеры учатся размещать себя "в пространстве и во времени", ощущать дистанцию и контакт через собственный опыт.
— Мы должны через тело и осознание понять, что мы должны сказать миру — это основная задача — СВЕРХзадача каждого студента, чему он должен научиться за 4 года. Он должен понять, что он хочет сказать этому миру: как актер, как человек, как режиссер, — говорит Руслан Никоненко.
Я задаю вопрос, который тревожит меня больше всего:
— Как может молодой режиссер осознать всю драму, которая должна быть наполнена самым разнообразным жизненным опытом, которого у него еще нет?
— Не могу с Вами согласиться. Даже ребенок, как только он родился, имеет свое мнение и воспринимает ситуацию по-своему. Режиссеру достаточно понимания, как строится общая картинка, наличия хорошей фантазии и собственной позиции. Режиссеру в 18-20 лет, наверное, особенно есть что сказать миру. В общепринятом понимании эта позиция, наверное, может быть даже ошибочной, но это — поиск.
Студентов в Академии готовят абсолютно ко всему: здесь и индивидуальные занятия по вокалу, где все, как на сцене: и музыка, и микрофон, и наша делегация — в качестве зрителей.
Открывая дверь очередного кабинета, вы не знаете, что за ней вас может ожидать. Так мы вошли в гримерную, где нас встретил Шрам из Мультика "Король Лев", и сразу две снежных королевы: добрая и злая.
Пройдет несколько лет и студенты разъедутся по гастролям в самые разные уголки планеты, чтобы открывать всему миру двери в новые, волшебные миры эстрадного и циркового искусств. А пока они — почти что волшебники. Только учатся.
Восьминіжки для немовлят: як у Львові допомагають народженим передчасно
10 рішень 2020 року, які змушують повірити в добро
Смотрите также, как львовские педиатры помогают детям не бояться.