Шах і мат від Зеленського. Який удар нанесли по Медведчуку і Порошенку
Всю последнюю неделю Банковая дразнила украинский политикум и журналистов интригой: против кого собираются ввести санкции на заседании Совета нацбезопасности, которое обещали провести 19 февраля. Слухи ходили самые разные — от новых санкций против Виктора Медведчука до "отжима" телеканала "Прямой" у Петра Порошенко и запрета партии пророссийского блогера Анатолия Шария, в отношении которого СБУ как раз возбудила уголовное дело.
Как выяснилось в пятницу вечером, некоторые инсайдеры были недалеки от истины, однако полной картины не давал никто. Как Владимир Зеленский решил лишить Медведчука самого дорогого, чем тот может ответить и почему Порошенко оказался в невыгодном положении — читайте в материале "Рубрики".
"Есть доказательства, что это террористическая группировка"
"Партия господина Медведчука. Кто они такие, откуда у них деньги на партию и телеканалы?.. У нас есть ответы: объемы кэша, от кого, из какой страны. Это будет очень громкая история, которая очень плохо закончится", — говорил Владимир Зеленский еще в августе 2019-го года.
Подтверждения слов делом пришлось ждать полтора года — в начале февраля санкции были введены против близкого соратника Медведчука Тараса Козака, которого наказали за торговлю углем с оккупированного Донбасса и запретили вещание его телеканалов.
19 февраля пришел черед и самого Медведчука. Алексей Данилов вышел к собравшимся на Банковой журналистам с небольшой задержкой. По секретарю СНБО было заметно, что он волнуется — и это было лучшим подтверждением правдивости слухов о заготовленной властью бомбе.
Если в прошлый раз санкции вводились в основном против условного голоса Медведчука — его телеканалов и частично бизнес-активов, то на этот раз совет решил полностью сосредоточиться на самом дорогом — деньгах.
Санкции ввели против сразу восьми человек, среди которых сам Медведчук, его супруга Оксана Марченко, предполагаемая гражданская жена Тараса Козака Наталья Лавренюк. Еще пять человек — граждане России: Сергей Лисогор, Константин Вацьковский, Виталий Домченко, Александр Маслюк и Михаил Попов.
Последняя пятерка точно неизвестна широкой публике, но пока достаточно сказать, что все они связаны с ростовским торговым домом "Донские угли" — это предприятие подозревают в получении дохода от торговли контрабандным углем на оккупированном Донбассе и связях с Козаком и Медведчуком через кипрские офшоры.
Марченко и Лавренюк оказались в этом списке из-за того, что являются совладелицами Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода в Ростовской области, который торгует с ОРДЛО нефтепродуктами. Кроме завода, обе дамы могут владеть в России компанией НЗНП Трейд, добывающей нефть в Ханты-Мансийском автономном округе. Также им принадлежат судоходная компания Роуз Шиппинг и Торговый дом НЗНП.
"За 14 километров от нашей границы, на территории Российской Федерации находится один из нефтеперерабатывающих заводов, которым владеет Медведчук вместе со своей супругой и Козак, также вместе со своей супругой. И поставки нефтематериалов осуществляются на территорию террористов, которые убивают наших бойцов. Поэтому нет ничего удивительного. У нас достаточно доказательств того, что это террористическая группировка, которая сознательно финансирует и помогает боевикам. На основании чего было проведено сегодня заседание, был отчет СБУ, были предоставлены все соответствующие документы", — объяснил Данилов.
"Это удар по структурам, через которые ему могли поступать средства из России — прямо или опосредованно. После такого в ОПЗЖ точно станут более агрессивными и может быть попытаются подтолкнуть Россию к более активному давлению на Украину, но переговоры и так идут плохо, поэтому терять особенно было нечего", — сказал в комментарии "Рубрике" политолог Владимир Фесенко.
Но на этом история не закончилась.
А и Б сидели на трубе
Помимо санкций, Украина предъявила права на возвращение в госсобственность украинской части дизельного нефтепровода, который идет из России в Украину и Европу.
По словам Данилова, сейчас он находится в руках двух граждан с иностранным гражданством, но связанных с Медведчуком. Вероятно, речь о гражданине Беларуси Николае Воробьеве и гражданине Германии Анатолии Шефере.
Оба являются совладельцами ПрикарпатЗападтранс — компании, которая в 2015-м году путем не самых прозрачных схем стала владельцем нефтепровода, который сейчас хотят вернуть. Впереди еще судебные разбирательства, но работать "трубе" вряд ли дадут — а это сотни миллионов долларов упущенной прибыли ежегодно.
"Мы не собираемся останавливаться на этих вещах. Если государство Украина потеряло свои активы безосновательно, то все это будет пересматриваться, и соответствующие решения СНБО будут приняты", — пообещал Данилов.
Зеленский обыграл Порошенко
Похоже, что для предыдущего президента такое развитие событий стало неожиданным. Более того, в четверг вечером Петр Алексеевич объявил, что в срочном порядке купил у бывшего "регионала" Владимира Макеенко телеканал "Прямой" — при этом все на рынке давно знали, что на самом деле он принадлежит Порошенко с первых дней существования.
"Из всех источников я получил сообщение — 19 числа против господина Макеенко будут введены санкции, канал "Прямой" будет закрыт. Сегодня утром мне позвонил Макеенко. Сказал, что нам надо прилагать совместные усилия по защите канала", — заявил лидер "Европейской солидарности" в эфире уже официально своего "Прямого".
При этом он не стал уточнять, каким образом такую сделку удалось провернуть всего за несколько часов. Да и возникает вполне логичный вопрос — если санкции против Козака-Медведчука были введены на основании подозрений в финансировании терроризма, то все ли чисто с бухгалтерией "Прямого"? И из каких источников поступают деньги на его содержание?
Возможно, Порошенко решил просто воспользоваться ситуацией и легализовать свое владение каналом, от которого он открещивался во времена президентства. Но и это решение может иметь не самые приятные последствия — раньше Петр Алексеевич мог дистанциироваться от того, что показывают на канале и от его гостей, среди которых всегда хватало представителей ОПЗЖ. А теперь к нему обязательно будут возникать вопросы.
"Если у Петра Алексеевича остались какие-то связи с Россией или вдруг есть какие-то связи с ОРДО, то надо опасаться. Но я думаю, что проблема в другом — есть определенная политическая установка на активизацию деятельности правоохранительных структур. Могут активизироваться и антикоррупционные расследования, в том числе история с "Укроборонпромом", — прогнозирует политолог Владимир Фесенко.
К тому же Порошенко очень трепетно относится к имиджу главного защитника Украины от российской агрессии: он подчеркивает это в каждом выступлении, нападает на Зеленского за нехватку воли и даже обвиняет в коллаборационизме.
Однако теперь у действующего главы государства есть как минимум два ответа оппоненту: Зеленский закрыл телеканалы Медведчука и ввел против него санкции. В то время как Порошенко, который не без оснований заявлял, что СБУ занималась этими вопросами еще при нем, на это не решился. Более того, именно при его правлении Медведчук стал владельцем сразу трех "ТВ-кнопок", попал в Верховную Раду и накачал рейтинг партии ОПЗЖ — крайне неприятная соринка в глазу бывшего гаранта.
Разумеется, эта история имеет и обратную сторону медали: основной электорат Порошенко не станет электоратом Зеленского, а на юге и востоке эти действия президента могут и вовсе лишить его части избирателей, которая активно голосовала за Владимира Александровича в 2019-м году. Поэтому ждать колоссального роста его рейтингов не стоит. Однако уровень доверия и уважения к президенту может возрасти.
Уже через две недели СНБО собирается собраться снова и, говорят, там готовят новую порцию сюрпризов. Против кого — пока неизвестно, однако это еще больше заставляет нервничать украинский политикум. Похоже, что нас всех ожидает интересное время.